добавить в избранное

Стальные крылья помогли преодолеть расстояние на Земле, реактивный двигатель вырвал человека из объятий земного притяжения.

Новости
Байконур
Спутники
Техника
Космонавты
Планеты
Фотогалерея
Марки
Ссылки
Гостевая

Ракетоноситель ПРОТОН

[Протон]  [Союз]  [Зенит]

ПРОТОН – САМЫЙ МОЩНЫЙ РН

Ракета-носитель "Протон - К" была разработана на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР- 500 в Конструкторском бюро "Салют". Оно долгое время было известно как Первый филиал ОКБ - 52, которое в те годы возглавлял Генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей.

Ныне КБ "Салют" входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

С 1961 года КБ приступило к проработке тяжелой МБР, получившей наименование УР-500. Поскольку в то время в СССР были созданы ядерные боеприпасы с мощностью свыше 100 мегатонн, то предназначение новой МБР не вызывало сомнений. Она должна была стать очередным "ежом" Никиты Сергеевича Хрущева для американцев.

Главным конструктором УР - 500 был назначен Павел Альбертович Ивенсен.

В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, а затем -Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ "Салют". Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта все это время оставался Виталий Андреевич Выродов.

Постановление Совета Министров СССР о создании МБР УР-500 вышло 29 / 04 1962 года. На разработку отводилось три года. В мае 1962 года приняли окончательную конструктивно-компоновочную схему, которая предусматривала блочную компоновку первой ступени с параллельным расположением топливных баков. Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода-изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета предполагалась двухступенчатой, тандемной схемы.

Основные проектно-технологические задачи создания ракеты были решены к концу 1964 года. В начале осени, во время визита на космодром Байконур политического руководства страны, В.Н.Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву полноразмерный макет УР-500, установленный на пусковом столе вновь созданного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной ракетой.

Казалось бы, для "пятисотки" все складывалось как нельзя лучше. Однако к исходу октября, после отставки Хрущева, отношение руководства страны к фирме В.Н.Челомея резко изменилось. Было принято решение о прекращении работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500.

Только благодаря твердой и настойчивой позиции академика М.В.Келдыша эту ракету удалось отстоять, но теперь уже не как боевую, а как носитель для космических аппаратов.

ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого облета Луны - были выделены средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, получивший название УР-500К. Решающее слово в пользу носителя на базе тяжелой МБР должен был сказать первый пуск УР-500 и В.Н.Челомей начал его подготовку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве полезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52.

Старт данного научно-исследовательского спутника, известного как "Протон-1", состоялся 16 июля 1965 года. Летные испытания двухступенчатого варианта РН, также названного "Протоном", закончились через год. В результате четырех пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии "Протон" (массой до 12,2 т).

Спутник "Протон-4" массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым вариантом носителя - "Протоном-К". Переход от двухступенчатой РН "Протон" к трехступенчатому варианту "Протон-К" был выполнен быстро и сравнительно легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, соединяющего ее с первой ступенью. Третья ступень была образована укорочением исходного варианта второй ступени и на ней был установлен один такой же маршевый ЖРД вместо четырех.

Таким образом, РН "Протон-К", созданная для выполнения первого этапа лунной программы, была успешно разработана в очень сжатые сроки. Проблемы у В. Н. Челомея возникли лишь с разработкой лунного корабля, поэтому руководством отрасли предпочтение было отдано его альтернативному варианту, представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К - Л1.

В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов лунный орбитальный корабль и разгонный блок"Д", созданные в рамках программы Н1-Л3.

В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний) по 20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН "Протон-К" с разгонным блоком "Д" и кораблем"Л1" в беспилотном вариант.е Успехом завершились полеты кораблей под названиями "Зонд-4" ..."Зонд-8".В целом, по результатам летных испытаний, на программу было выдано отрицательное заключение из-за недостаточной надежности как РН с блоком "Д", так и корабля "Л1".Программу прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на"Аполлоне-11" уже высадились на Луне.

Однако, отработанный при этом четырехступенчатый вариант РН"Протон-К" оказался настолько удачным для запусков КА на межпланетные траектории, что стал широко использоваться для выведения автоматическ. станций нового поколения к Луне ("Луна - 15"... "-24 ", 1969 - 1976 г.г.),Венере ("Венера-9"..."-16",1975-1983г.г.)и Марсу("Марс-2"..."-7",1971-1973г.г.).

Использование разгонного блока "Д", двигатель которого мог многократно включается в космосе, позволило "Протону-К" к тому же стать единственным национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту. Первый такой запуск был осуществлен 25 марта 1974 года("Космос-637").С тех пор большинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем, блок"Д" был модернизирован за счет установки на нем специального приборного отсека, и с 1976 года РН"Протон-К" с РБ постоянно осуществляет запуски КА "Радуга", "Экран", "Горизонт", а также иностранных КА. Масса этих спутников составляет более 2300 кг.

Трехступенчатый вариант носителя "Протон-К" обеспечил вывод на орбиту тяжелых долговременных орбитальных станций"Салют-1"..."-7"(1971 - 1982 г.г.), "Алмаз" (1987 и 1991 гг.) и транспортных кораблей снабжения "Космос-929", "-1267", "-1443", "-1686"(1977 - 1986 г.г.). В настоящее время на орбите функционирует орбитальный комплекс "Мир", который собран из модулей, также выведенных на орбиту "Протоном-К".

Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью увеличения грузоподъемности РН сейчас ведется ее модернизация под названием "Протон-М".

В настоящее время ГКНПЦ имени М. В. Хруничева участвует в грандиозном проекте создания Международной космической станции. Российский центр создает ключевые элементы станции - функционально- грузовой блок и служебный модуль. В качестве транспортного средства, которое должно обеспечить доставку элементов станции на орбиту, выбрана ракета-носитель "Протон-К".





Наш баннер:



Код нашего баннера

Проект: Игнатенко А. & Михайлов Г.(kuunlan)
Дизайн: © kuunlan, 2003

Новости| Байконур| Спутники| Техника| Планеты| Космонавты| Фотогалерея| Ссылки| Гостевая
Hosted by uCoz